Драконы. Урок 5
Подвиды Западных драконов. Гивр - дракон, совершенно лишенный ног и крыльев, и по своему виду напоминающей змею огромных размеров. Из-за этого его легко можно перепутать с Вирмом. Он имеет массивную, типично драконью голову с рогами и небольшой бородкой. Предпочитает селиться в лесах или в колодцах, но непременно возле воды. Линдворм представляет собой как бы переходную форму между птицеобразным Виверном и змееподобным Гивром. Его тело напоминает змеиное, но у него имеется одна пара лап. Он бескрыл и летать не имеет. Известный итальянский путешественник Марко Поло нередко встречал драконов этого типа во время своего перехода через степи Центральной Азии. Драколич — это нежить, возникающая в результате трансформации обычного дракона. Известно, что таинственный Культ Дракона практикует магические ритуалы, необходимые для этого. Впрочем, скорее всего, эти заклинания доступны не только им. Драколич сохраняет внешний вид живого дракона, не считая того, что его глаза напоминают две маленькие точки, плавающие в пустых глазницах. Также встречаются и скелетоподобные драколичи. Драколичи сохраняют все способности, которыми обладали при жизни: они могут разговаривать, колдовать, применять свое смертоносное дыхание. Разумеется, при трансформации дракон сохраняет интеллект и память своей прежней формы. После трансформации он неподвластен магии очаровывания, сна, безумия, холода, электричества, удерживания или смерти. Взгляд светящихся глаз драколича способен парализовать тех, кто осмелится приблизиться на достаточное расстояние… Кроме того, если и найдется тот, кто сумеет убить драколича, драконья душа переместится в специально заготовленный для этого драгоценный камень, после чего сможет переселиться в новое тело… Дракончики - маленькие и непоседливые твари. Существуют несколько типов дракончиков - первые обычно селятся либо в болотах, либо в пещерах, но предпочитают жить где-нибудь невдалеке от больших драконов, в целях безопасности. Они умеют выдыхать огонь, но в небольших количествах, а потому не очень опасны, если только вы не встретились с целой стаей враждебно настроенных дракончиков. Дракончики второго типа предпочитает селиться в лесах или даже садах, недалеко от эльфов или, на худой конец, людей. Они питаются нектаром цветов и абсолютно безопасны. Их легко можно приручить, тем более, что они намного ближе к обычным животным, чем к драконам. Питер Биггль в своем романе "Соната Единорога" упоминает также о третьем виде дракончиков - Шенди, живущем в мире Шей-рах. Они "выглядят точнехонько как драконы с картинок, не считая того, что в этих драконах не больше шести дюймов роста и что они такого же песочного цвета, как и камень, на котором они угнездились." Шенди собираются в стаи, их вожак - самый крупный и сильный в стае. Они не слишком воинственны, но при нападении на стаю могут выдыхать раскаленный добела огонь. Шенди бывают серыми, зелеными, красно- коричневыми, темно-коричневыми, желтыми и других оттенков, маскирующих их на фоне зелени или камней. Селятся они обычно недалеко от места, где проходит Граница, то есть, где Шей-рах соприкасается с иными мирами, и именно по их поселениям легче всего отыскать пути в другие миры. Западные драконы в мифологии. Ближне-Восточные драконы Ашмог - Дракон или Змий, чудовище с верблюжьей шеей в Авесте; вид аллегорического Сатаны, который после Падения „утерял свою природу и имя“ в древнееврейских (каббалистических) текстах назван „летучим верблюдом“; очевидно, в обоих случаях — воспоминание или верование в доисторических или допотопных чудовищ — наполовину птиц, наполовину пресмыкающихся. Сэрвара - Древнеиранская книга „Авеста“ описывает героя драконоборца Керсаспу, который убивает рогатого змея Сэрвару с зубами величиной с человеческую руку и „ушами с четырнадцать одеял“, змея, Глотавшего коней, Глотавшего людей, Отравленного, желтого, Который брызгал ядом Струею в высоту, Который брызгал ядом На высоту копья. (Перевод И. Стеблина-Каменского) Ажи-Дахака (Зохак) - АЖИ-ДАХАКА — трехглавый дракон (ажи), сильнейший демонский друдж (друг). Его победоносным противником выступает Траэтаона. Победа Траэтаоны над Ажи- Дахака не окончательная. Ажи-Дахака будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира он вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок. Ему предназначено пасть от руки Керсаспы (или Самы). По „Бундахишну“ против него в решающем поединке выступит Сраоша. В древнейшем памятнике иранской культуры „Зенд Авеста“ описан исполинский дракон Ажи-Дахака. Это трехглавых змий, одна из голов которого — человеческая: Трехпастный, шестиглазый, Коварный, криводушный… (Перевод И. Стеблина-Каменского) Являл собой персонификацию Дьявола или Сатаны в образе змия, его жестокость не знала границ, а замыслы были поистине ужасающи. Об этом рассказывает гимн, посвященной древнеиранской богине Ардви — покровительнице вод и плодородия, любви и деторождения: Жертву богатую приносил ей Трехпастный, чудовищный Ажи-Дахака… ных пожертвовал, ков пожертвовал, Десять тысяч овец пожертвовал. Вот что просил он: „О, добрая, щедрая, Ардви могучая и непорочная! Дай, ниспошли мне такую удачу, Чтобы всех людей сумел истребить я!“ Не даровала подобной удачи Злому трехпастному Ажи-Дахаке Ардви могучая и непорочная. (Перевод И. Стеблина-Каменского) Наоборот — самого дракона ждала скорая погибель. Вышел на бой с чудовищем могучий герой по имени Трайтаона: И поразил он змея Трехглавого Дахаку. (Перевод И. Стеблина-Каменского)Дахака, который в Зороастрийских Писаниях представлен происходящим из Вавилона, был аллегорическим символом ассирийской династии царя Дахака (Аз-Дахаки), который правил Азией железной рукой, и на знаменах которого был пурпурный знак дракона, рurрureum signum draconis. Однако, метафизически, человеческая голова обозначает физического человека, а две змеиные головы — двойственного манасического принципа, ибо и дракон, и змей, оба служат символами мудрости и оккультных сил. Но память об Ажи-Дахаке осталась не только в „Авесте“. В современном таджикском языке дракон называется похоже: Аджахо. А одного из армянских драконов-вишапов зовут Аждахак — почти так же, как и его древнеиранского предшественника. Танины - У знатока восточных земель и морей, персидского ученого и писателя Х века Бузурга Ибн-Шахрияра читаем: „В море водятся огромные страшные драконы, называются они таннинами. В разгар зимы, когда облака проходят над самой водой, таннин вылезает из моря и заползает в тучу, ибо он не выносит жара морской воды, которая в это время года кипит, как в котле. Таннин сидит неподвижно, охваченный холодом облака; ветры, дующие над водой, поднимают тучу вверх, и таннин поднимается вместе с ней. Туча движется по небу из одного края в другой; но, когда вода из нее испаряется, она превращается в тонкую пыль и рассеивается под дуновением ветра; таннин теряет свою опору и падает вниз — иногда в море, иногда на сушу. Если Аллах Всевышний желает покарать какой-нибудь народ, он сбрасывает таннина на эту страну. Чудовище пожирает верблюдов и лошадей, поедает крупный и мелкий скот, всячески губит жителей, пока само не подохнет, истребив всю пищу. Разные люди, часто плававшие по морю, говорили мне, будто не раз видели таннина, пролетавшего в облаке над их головами. Он лежал весь черный, вытянувшись в туче, а если облако рассеивалось, спускался в нижний слой и удерживался там. Часто кончик его хвоста свешивался наружу, но, почувствовав холод воздуха, таннин отодвигался вглубь, уносился в облаке и скрывался от взоров“. Упоминается дракон таннин и в Библии. Астин - В средневековой персидской книге „Чудеса мира“ (XIII век) описан дракон Астин: „В длину достигает он нескольких фарсахов, имеет раскраску леопарда и два крыла“. Он о шести головах на одной шее, есть у дракона и грива. Если своим огненным дыханием он дохнёт на слона, то „слон сразу почернеет“. Считалось, что обладателю головы такого дракона сильно повезет в жизни: он сможет с ее помощью определять места кладов. Кавказские драконы Агулшап — абхазский дракон-людоед. К тому же похититель юных красавиц. Он появляется во многих абхазских сказках. Вот одна из них. „Жили-были три брата: очень умный, очень меткий и очень сильный. И была у них сестра-красавица. Однажды унес ее Агулшап. Братья поклялись спасти сестру. Старший, самый умный, узнал, где она находится, и повел остальных. Шли они, шли, искали сестру… И наконец нашли. „Она была на поляне, посреди большого леса, а возле нее, свернувшись, лежал Агулшап. Братья тайком взяли сестру. Но разве от Агулшапа можно уйти? Он заметил, полетел за ними, быстро догнал, отнял сестру, помчался, как пуля, в небо и сразу очутился около солнца. Тогда средний брат, самый меткий, выстрелил, убил Агулшапа, и сестра стала падать вниз. Младший сейчас же подбежал, поймал на лету сестру, удержал и поставил на землю. Обрадованные братья вместе с сестрой отправились в свой дом. Тем временем мать сшила бешмет*, чтобы наградить того из сыновей, кто отличился особой доблестью, спасая сестру от Агулшапа. Она созвала мудрых советников и сказала: — Решите, кто из моих сыновей заслужил бешмет! Судьи сидят, решают, до сих пор ничего не решили“ Слушатель! Присоедини свой ум к уму судей, помоги узнать, кому из братьев следует присудить бешмет, кто из них вправе его получить!“ * Мужская верхняя одежда кавказских народов. Бляго — адыгейский дракон. О нем существует много легенд и сказок. Одна из них повествует о том, как смелый юноша, странствуя, приехал в аул, где увидел лишь одинокого старика — и больше никого. Юноша спешился, прошел в кунацкую — комнату для гостей — и спрашивает: — Обезлюдел ваш аул. Где же его жители? — Пришла к нам беда, которую не ждали. Поселился в наших краях страшный Бляго и принялся пожирать людей. Каждый день он съедает трех человек и трех животных. — Неужели у вас не нашлось смельчака, который расправился бы с чудовищем? — удивился юноша. — Были и такие; да только убить его не просто — для этого нужно попасть в его единственный глаз. — Наш отец*, какая бы опасность мне ни угрожала, я все равно должен убить этого Бляго. Скажи лучше, где найти его, — спросил юноша. --------------------------------- * Так у адыгейцев принято обращаться к старикам. — Есть у меня два коня: один из них подскачет к врагу и с места не тронется, пока ты или не победишь врага, или не потерпишь поражение; другой конь быстро добежит до врага и тут же отпрянет, да так быстро, что тот не успеет достать оружие. Твой конь устал, ему надо отдохнуть. Выбирай, на каком из моих коней поедешь к Бляго! — ответил старик. — Возьму я того коня, который от врага уносит, на нем поеду, — решил юноша и спросил: — А когда лучше к Бляго ехать? — Сейчас его не найдешь. Утром, перед восходом солнца, он выползает из зарослей камыша, укладывается на песке и спит. Когда солнце поднимается, он просыпается и идет к нам в аул. У меня остались две коровы. Одну из них он завтра утром съест, — ответил старик. На рассвете юноша оседлал коня хозяина, сел на него и поехал к зарослям. Спрятавшись в укромном месте, он стал наблюдать, не шелохнется ли где камыш, не донесется ли оттуда тревожный шорох. Много ли, мало ли времени прошло, наконец парень увидел выползающего из зарослей Бляго. Тот тоже заметил его. „Как хорошо, что этот всадник сам приехал ко мне, далеко идти не придется“, — обрадовался дракон. Юноша вытащил свой меч, нанес коню три удара плетью и поскакал в сторону Бляго. Дракон не успел приготовиться, как к нему подлетел парень и мечом поразил его в заветный глаз. Бляго упал замертво. Конь быстро унес юношу. Когда он возвратился, старик встретил его у околицы. — Какие хабары*, мой сын? — спросил хозяин. *Новости. — Если в здешних местах поселилось одно чудовище, то его уже нет, если же их было два, то вновь отправлюсь, - ответил юноша. — Нет, одно было, одно. Спасибо тебе, ты осчастливил нас, — сказал старик. Но он ошибался. Много разных бляго развелось в Адыгее: трехглавых, семиглавых и даже девятиглавых. Выдыхаемый ими воздух продолжал валить наземь всадников и коней; вьюга из их глаз сметала все на своем пути. Из-за Бляго, считали адыгейцы, происходили затмения: то луну проглотят, то солнце. Приходилось адыгейцам палить из ружей, чтобы испугать дракона, — тогда он выпускал светило обратно. Но это давным-давно бьыо. Сейчас адыгейцы могут жить спокойно, бляго больше нет — ни одного. Только в сказках народных сохранились Вишапы (слово иранского происхождения), каменные изваяния (до 5 м высотой), изображающие рыб или столбы с растянутой на них шкурой быка. Время их изготовления не установлено; вероятнее всего, В. относятся ко 2-му тысячелетию до н. э. Впервые открыты в 1909 в Армении, в районе Гегамского хребта В. находились около русел древних каналов и озёр, использовавшихся для водопоя скота. В древности эти статуи, видимо, были связаны с культом божеств плодородия и воды. Позже армяне считали эти колоссальные статуи изображениями злых духов и называли их В., т. е. драконами, змиями. В. обнаружены также в Грузии, на Северном Кавказе и в Монголии. Большая советская энциклопедия В древней Армении о вишапах знали многие и много; был даже город Вишап у озера Ван, существовал монастырь, носивший имя Вишападзор (Вишапово ущелье). Ни город, ни монастырь не сохранились, но остались древние предания и легенды, из которых можно узнать, кто же они такие — вишапы. Армянский вишап (как и грузинский вешап) был страшным драконом. Считалось, будто он растет всю жизнь и через тысячу лет может стать таким огромным, что пожрет весь мир. К счастью, до такого почтенного возраста ни один вишап не дожил. Но и от более молодых вишапов жди неприятностей. В старину думали, что, когда дракон стрелой взлетает в небо, начинаются разрушительные ураганы. Голодный вишап может проглотить солнце, и наступит затмение. Некоторые вишапы живут в тучах и вызывают грозы. Другие — в подводных дворцах. Но в любом случае водная стихия подвластна вишапам, и используют они свою власть не на пользу людям. Однажды, давным-давно, говорит армянская сказка, два богатыря, Сансар и Багдасар, отправились в Зеленый город, славившийся своим богатством и благоденствием. Но, к великому удивлению, нашли на его месте выжженный и безводный край. Попросили они у встречной старухи попить и услышали в ответ: „Да, тут были вода и зелень, потому и город назвали Зеленым, и теперь на горе еще есть ключ, да к нему вишап подошел, ключ запрудил, не дает воде к городу течь. Мы боимся его, не смеем туда за водою ходить и в неделю раз на корм ему девушку отдаем, чтобы за это воды хоть немного давал“. Когда настал черед следующей девушке идти в горы к вишапу, Сансар и Багдасар отправились вместе с ней и стали поджидать дракона. „И внезапно услышали: гром прогрохотал в горах. Посмотрели — огромный подходит дракон, буйвол вровень его высота, и длиною в пять буйволов он. Еще издали их увидел вишап — на съедение трое к нему пришли. Обрадовался дракон, зубами залязгал, хвостом завертел, разинул пасть, зашипел, к лакомой девушке тихо пополз“. Бросились богатыри на вишапа и убили его. „А вишап окровавленный повернулся и сдох, и открылся потока исток, и родник потек, и все тек и тек, люди шли за водой, и каждый вдоволь брать ее мог“. Кроме вишапов-драконов есть и другие. В горах Армении до сих пор находят огромные, достигающие нескольких метров, каменные изображения рыб, созданные очень давно, в V — III тысячелетиях до нашей эры. Их тоже называют вишапами. ёПри составлении описаний использовался „Мифологический бестиарий от Алконоста до Ягила“, Калиниград: „Янтарный сказ“, 1999 г,